Коктебель и Волошин: в Крыму почтили память поэта⚡
В сквере Дома поэта прошел поэтический реквием, а после состоялось восхождение к могиле поэта и панихида. На мероприятии побывала журналист редакции КерчьИНФО.
Приморский поселок Коктебель известен как место отдыха творческих людей: поэтов, художников. И неспроста. Ведь популярным оно стало благодаря Максимилиану Волошину.
«Коктебель и М. А. Волошин неразделимы. Он первый поселился в этих неприветливых местах в самим им построенном доме, к порогу которого подкатывались волны прибоя. С него, собственно, и начинается литературная история Коктебеля, бывшего до тех пор глухой деревушкой болгар, переселившихся сюда с родины во время русско-турецкой войны 1876—1877 годов», - писал в своих воспоминаниях Всеволод Рождественский.
Он умер 11 августа 1932 года. В Коктебеле, в 12 часов пополудни. Максимилиан Волошин – известный русский поэт, художник-пейзажист, переводчик, критик.
Вместе с матерью он переехал в Крым в шестнадцать лет. Здесь он построил дом, который позже станет одним из центральных туристических мест в Коктебеле. А при жизни поэта – место, где собирались известные поэты, писатели, художники. Бальмонт, Брюсов, Рождественский, Белый, Цветаева, Булгаков. А у Гумилёва и вовсе была своя комната, в которой он написал поэму «Капитаны».
«Одно из жизненных признаний Макса было сводить людей, творить встречи и судьбы. Бескорыстно, ибо случалось, что двое, им сведенные, скоро и надолго забывали его. К его собственному определению себя, как коробейника идей могу прибавить и коробейника друзей», - писала Марина Цветаева в очерке «Живое о живом», посвященном памяти Волошина.
Он ходил в простых сандалиях, с непокрытой головой и пастушеским посохом в руке. Изучал полынные тропы, ущелья крымских предгорий и безлюдную полосу морского берега от Феодосии до Судака.
«Ходил он в своеобразной одежде (цилиндр был скорее парадной вывеской, чем шляпой) — бархатные штаны, а в Коктебеле рубашонка, которую он пресерьезно именовал “хитоном”. Над ним посмеивались; Саша Черный писал про “Вакса Калошина”, но Макс не обижался. Был Макс подпрыгивающий, который рассказывал, что Эйфелева башня построена по рисунку древнего арабского геометра. Был и другой Макс — попроще, который жил в Коктебеле с матерью (ее называли Пра); в трудные годы этот второй Макс уплетал котелок каши. Всегда в его доме находили приют знакомые и полузнакомые люди; многим он в жизни помог», - писал в своих воспоминаниях Илья Эренбург.
Он первым начал изучать историю этого края. Вместе с Феодосийским археологическим музеем организовал раскопки найденных им развалин древнегреческого города Каллиеры и остатков армянского монастыря византийской эпохи. Благодаря его предварительным расчетам в море разыскали древний мол генуэзского порта. Он прекрасно ориентировался в карадагских лабиринтах и его указаниями пользовались при разработке трасса (горной породы, идущей на производство особо прочного гидравлического цемента, который застывал даже в воде). При его непосредственном участии получили начало первые в Советском Союзе планерные состязания на плоской горе Климентьева.
Он страдал от астмы, а после заболел воспалением легких и гриппом. Затем у него случился инсульт, который и стал причиной смерти. Как и завещал Волошин, его похоронили на горе Кучук-Янышар, которая возвышается над Коктебелем.
«Отсюда мы увидели голубовато-лиловые горы и мысы, окаймленные белой пеной прибоя, и всю просторную, налитую воздухом впадину коктебельской долины, и далекий дом Волошиных с деревянной башенкой, и даже дельфинов, движущихся цепочкой через бухту. Знойный воздух звенел от треска цикад в сухой траве. Могильщики уже вырыли яму, гроб закрыли крышкой и опустили в светло-рыжую сухую глину. Чтец Артоболевский, высокий, худой, в черном городском пиджачном костюме, прочел над могилой стихотворенье Баратынского “На смерть Гёте”», – вспоминал Николай Чуковский.
Благодаря вдове поэта Марии Заболоцкой в августе 1984 года дом поэта стал музеем. Она сумела
сохранить творческое наследие Максимилиана Волошина. И теперь тысячи туристов приезжают в Коктебель, чтобы побывать в доме поэта и почтить его память.
Ежегодно 11 августа в Коктебеле проходит вечер Памяти Максимилиана Волошина. В этом году он был посвящен 90-й годовщине со дня смерти поэта. Мероприятие назвали «Смерть и Рожденье – вся нить бытия». Программа открылась поэтическим реквием. Артисты и сотрудники музея прочитали воспоминания современников поэта. Также выступила заслуженная артистка России Екатерина Житарь.
Кроме того, присутствующие могли услышать голос Максимилиана Волошина. Уникальная аудиозапись хранится в фондовой коллекции Дома-музея М.А. Волошина.
А завершился вечер Памяти восхождением к могиле поэта и панихидой. Стоит отметить, что захоронение Волошина очень аскетичное. И представляет собой каменную плиту, усыпанную морской галькой. Приносить ее вместо цветов завещал сам поэт Максимилиан Волошин. Причем камешки не просто оставляют, а пишут на них свои пожелания. Большинство, конечно, просят о здоровья счастье, кто-то найти работу, переехать в Крым и даже «найти себя».
«И плывет дом Макса через время, как кораблик, — с ветхой деревянной “вышкой”, с ветшающими лестницами, балконами, перилами. Кругом кипит уже совсем другая жизнь — строятся новые дома, растут новые люди, открываются новые санатории и дома отдыха, бегут автомобили по новому шоссе, соединяющему Феодосию с Ялтой. И литература давно уже новая. И в нижнем этаже, принадлежащем Литфонду, сменяются все новые и новые жильцы. А мастерская Макса все такая же — блестят корешки книг, стоит гипсовая голова египетской богини Таиах, пахнет пылью, старым деревом, рассохшимся на солнце. А за окнами мастерской — то, что гораздо неизменнее, чем она сама: море», – писал в воспоминаниях Николай Чуковский.
Отзывы